Проповедь о. Владимира на 40 мучеников Севастийских. 21.03.2023

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, сегодня мы совершаем праздник, один из великопостных праздников — день памяти святых сорока мучеников Севастийских. И каждый раз, совершая праздник в честь тех или иных святых, мы задаемся вопросом, что этот праздник может значить для нас сегодня, чему мы через него можем научиться. Надо отметить, что в связи с сегодняшним праздником можно было бы говорить, конечно, об очень-очень многом. Ну, я надеюсь, историю праздника, происхождение праздника, вот то событие, которое лежит в основании этого праздника, вы знаете. Но если кто-то не знает, можно, конечно, посмотреть, прочитать в интернете: сейчас всё можно найти, как <…> говорят, прогуглить — слово такое, «гуглить». (1:10) Всё можно прогулить, всё можно найти, но так, на всякий случай, в двух словах я, конечно, могу напомнить. Это было где-то в начале IV века, около 320 года, то есть уже был подписан миланский эдикт и христианство, в принципе, в Римской империи было объявлено терпимой религией, скажем так. Еще не было, так сказать, признания христианства как главной религии — но уже такая веротерпимость. Однако в разных уголках Римской империи еще время от времени возникали гонения на христиан. И вот именно это произошло на окраине — на окраине, можно сказать на задворках Римской империи, на задворках Европы — на Кавказе. (2:05) Там стоял легион, один из прославленных легионов Римской империи, и вот командование узнало, что есть одно подразделение, которое состоит — ну не всё, но в нем очень много христиан. Никто не хотел преследовать этих солдат: заслуженные, ветераны, легионеры, прошли огни и воду. Их просто уговаривали: ну вы отрекитесь, там это, от Христа, для вида. Ну может, даже и не «отрекитесь», но «принесите жертву», как обычно это происходило: нужно было бросить горсть зерна на жертвенник в честь императора — тем самым продемонстрировать свою лояльность императору. (3:01) Даже отрекаться от Христа не надо было — просто продемонстрируй лояльность императору. Потому что Христа почитали как Царя. Но если Христос — Царь, то тогда кто император? Значит, нужно было сказать, что император тоже царь, и ему что-то воздать должное. Но они отказались. Они отказались, их долго уговаривали, ну а потом их казнили. Казнь была жестокая, страшная, мучительная: их порубили там… сначала долго мучили морозом, холодом на льду Севастийского озера — это Севан сегодня, озеро Севан на Кавказе, — потом их убили, порубили мечами, а останки сбросили под лед этого озера. Так что озеро Севан на веки веков святое озеро, освященное кровью христианских мучеников. (4:02) Вы помните, что один из этих воинов не выдержал, отрекся, тем самым спас себе жизнь. На его место заступил один из язычников, из мучителей, пораженный верой и мужеством своих сослуживцев. Он не был христианином, но и его мы причитаем к лику мучеников, его имя тоже в этом списке, сорока мучеников. Хотя он не был даже крещен — он крестился, скажем так, своей кровью. И вот, в связи с этим, конечно, можно говорить об очень-очень многом. О том, о чем мы с вами очень часто говорим. Каждый раз, когда мы читаем последнее зачало из одиннадцати воскресных — так называемое одиннадцатое Евангелие, это последний отрывок из Евангелия от Иоанна, — мы с вами говорим о том, часто, по крайней мере, говорим о том, что важно, конечно, жить по-христиански, но важно еще и умереть по-христиански. (5:08) Помните, там Христос Петру говорит о том, какой смертью он прославит Бога. Вот Бога можно прославить не только жизнью, но и смертью. Здесь, конечно, вот это событие, этот праздник — это свидетельство. Тем более, что, в общем-то, христиане-то они, наверное, были не очень-то какие… ну, как бы мы сказали, сомнительные, скажем так. Естественно, что каждое воскресенье они не причащались. И даже, наверное, раз в месяц у них не получалось. Вряд ли они вычитывали какие-нибудь правила, вряд ли они соблюдали посты… В общем, не очень благочестивые были. Ну в армии вообще очень трудно быть благочестивым христианином, а тем более в те дикие времена. Да еще на окраине империи, где постоянные какие-то набеги кочевников, постоянные стычки с язычниками и так далее. Уж какое тут христианство. (6:07) То есть христиане-то они были, скорее всего, номинальные. Но вот настал момент, настал момент — и они _засвидетельствовали_ свою верность Христу, засвидетельствовали _самой жизнью. И вот это очень важный момент, это очень важный момент. Да, мы часто переживаем, потому что соблазняемся, искушаемся, что вот вроде кто-то ходит в церковь, вроде позиционирует себя как христианин, а живет совсем не по-христиански и так далее. Ну конечно, ничего хорошего в этом нет. Но еще неизвестно, как он умрет, еще неизвестно, как он засвидетельствует свою веру перед смертью! А бывает так, что человек всю жизнь такой благочестивый, все посты соблюдает, все акафисты, каноны вычитывает, из церкви не вылезает, все иконы перецеловал, все подсвечники перетер… (7:07) А подошла старость, болезнь какая-то или искушение какое-то — и куда вера делась? Сплошной ропот, ворчание, бунт против Бога! И так далее. Я всегда говорю, очень-очень важно, очень важно пытаться не только жить по-христиански, но важно и умереть достойно, важно и умереть и по-христиански. И вот это опять же свидетельствует, говорит нам, напоминает, скажем так, нам о том, о чем мы, опять же, много раз с вами говорили, особенно в последнее время. Для Бога нет безнадежных людей. Вот этот человек, который стал святым, который не был даже крещен, — о нем, может быть, многие, даже его друзья, вот эти сослуживцы, которые были христианами, думали о нем как о язычнике, как о конченом человеке. Что вот мы-то крещеные, мы-то христиане, нас-то ждет Царство Божие, а они-то все будут гореть в геенне огненной и так далее. (8:14) А вот поди ж ты! Раз — и он вместе с ними вошел в это Царство Божие и вместе с ними приобщен к лику святых. То есть о каждом человеке мы должны молиться, на каждого человека мы должны надеяться — что и для него путь в Царство Божие не закрыт. И молиться, молиться, молиться. Ни на ком не ставить этот вот крест «конченности». Это очень важно. Это очень важно. Ну и самое главное, конечно, — это тоже, в принципе, о чем мы сегодня уже сказали. Мы очень часто говорим о вере, о том, что вера должна быть… Мы не говорим, мы как раз стараемся об этом не говорить, но мы очень часто читаем об этом в посланиях, особенно у апостола Павла. И у Иакова это есть, и у Петра это есть — если не читали, перечитайте обязательно. (9:13) Вера только тогда подлинно вера Христова, христианская, когда она испытана, когда она закалена. А закаляется она вот как раз в таких испытаниях. Легко быть верующим человеком, когда всё тихо, спокойно, когда ты сыт, здоров, относительно благополучен, когда вокруг тебя всё спокойно, никаких политических возмущений, никаких войн, там я не знаю, стихийных бедствий и так далее… Поди как трудно в это время быть христианином! Хорошо, легко. Ходишь в церковь себе… (9:55) А вот сохранить веру в момент, когда земля уходит из-под ног, когда всё рушится, когда привычный образ жизни, когда всё, всё, казалось бы, всё идёт к концу, — и вот сохранить верность Богу, сохранить веру, подлинно христианскую, сохранить в сердце любовь, мир, и даже радость — вот это вера, вот это действительно христианство! Именно об этом нам всём и напоминает сегодняшний праздник и подвиг этих святых.

Да хранит вас Господь!