Проповедь о. Владимира на Литургии 28.10.23.

1Сол.4:13–17 (зач. 270), Ин.5:24–30 (зач. 16)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Итак, у нас с вами сегодня Дмитриевская Родительская суббота. Многих смущает название: мы знаем, что есть Вселенская мясопустная Родительская суббота, Вселенская Троицкая Родительская суббота, есть Родительские субботы Великим постом. А вот эта как-то вне всех этих событий и ещё и название этакое такое – Дмитриевская. Это связано, название связано, происхождением, скажем так, с тем, что установлена эта Родительская суббота во времена князя Дмитрия Донского после Куликовской битвы как день поминовения погибших там, на том поле, на брани. И совершение по Уставу, это богослужение, должно быть в последнюю субботу перед днём памяти великомученика Дмитрия Солунского. То есть, по идее, это богослужение в субботу должно было быть через неделю, в следующую субботу. Но там попал праздник Казанской иконы Божьей Матери, а теперь это ещё и государственный праздник. И поэтому эту Родительскую субботу сдвинули ещё на неделю раньше. Ну, в следующем году там уже, наверное, будет по-другому. То есть, этот день Родительской субботы, как день поминовения именно воинов, погибших там, на Куликовском поле. Но потом, конечно, стали в этот день поминать и других воинов, погибших уже в других войнах, на других полях. А потом стали поминать и просто своих родных и близких. А в этом году ещё так совпало, уж не знаю, теперь может быть это будет всегда так, в этом году мы даже получили специальное письмо, что в конце октября поминать всех, кто погиб в годы лихолетий, то есть лихих времён, от рук убийц, гонителей, преследователей. Кто умер, может быть, на чужбине, претерпевая, переживая тяжёлые времена, когда здесь вынуждены были бросать здесь всё. Здесь бросать свои дома, бросать квартиры, и ехать далеко-далеко на чужбину. И там, не имея ничего, как-то выживать. То есть, мы сегодня молимся ещё и об упокоении тех десятков, сотен, тысяч людей, которые были расстреляны за свою веру, расстреляны за свои убеждения. Молимся за тех, кто уехал далеко-далеко, может даже, за океан, и горевал там, на чужбине, и умер где-то там. И вот в этот день, в связи с этим, думаем: да, вот были эти люди, их не единицы, а десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч людей, сотни тысяч людей и, может быть, даже миллионы, кто был расстрелян, кто страдал на чужбине. Те, кто расстреливал, и кто причинял эти страдания и порой вполне осознано, вполне сознательно это делал. И сегодня опять кто-то страдает, и сегодня опять кто-то гоним, сегодня опять кто-то вынужден бежать на чужбину. Кого-то убивают, кого-то мучают, терзают. Но есть и те, кто это делает, кто причиняет страдания, кто причиняет боль, кто является гонителем. И вот сегодня мы молимся об упокоении тех, кто был гоним. Давайте задумаемся о судьбе тех, кто гонит, тех, кто причиняет страдания. О тех гонимых, несчастных мы молимся, а о тех, кто гонит и приносит несчастья, помолимся за них тоже. Сегодня мы читаем Иоанновский отрывок, слова Иисуса Христа, о том, что творившие добро воскреснут в Жизнь Вечную, а творившие зло воскреснут на Суд, на осуждение. Важно понять, что те, кто гоним, те, кто страдает, те, кто невинно бывает убиен или претерпевает какие-то мучения, тот всегда рядом с Богом, какой бы национальности он ни был, к какой конфессии или религии он ни принадлежал, он всё равно будет рядом с Богом. А вот тот, кто причиняет страдания, тот, кто гонит, кто убивает, кто сеет в этом мире боль, страдания, смерть, то, к какой бы религии, к какой конфессии, к какой национальности он бы ни принадлежал, рядом с Богом он не будет. Давайте будем об этом думать.

Да хранит вас Господь.