Проповедь о. Владимира на литургии 30 ноября 2022 г.

Второе послание к фессалоникийцам, 2:1–12; Евангелие от Луки, 15:1–10

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Почему-то мне кажется, что вам сегодня очень-очень хочется поговорить об апостольском зачале, об отрывке из Послания апостола Павла к солунянам, к фессалоникийцам. В нем всё таинственно, всё завораживает. Отступление, человек греха, сын погибели. Удерживающий. Тайна беззакония, которая уже в действии… Что это, о чём это? О ком говорит апостол Павел, кого он имеет в виду вот этим? Ну надо признать, что точно мы на всё это ответить не можем, мы можем только предполагать. Мы можем предполагать, что уже в те времена среди христиан — да, наверное, и не только среди христиан — набирали силу апокалиптические настроения. (1:10). Мы знаем, что об этом, в принципе, говорил Иисус Христос в Своей проповеди, помните: о дне Господнем, который придет «как тать в нощи». Об этом говорили и древние пророки. Об этом, очевидно, говорил и апостол Павел, когда приходил к фессалоникийцам, — он ссылается на свою проповедь: «Помните, я говорил вам об этом. Неужели вы забыли?» — и так далее. Значит, об этом говорили и этого ждали. Как, собственно, мы знаем, на протяжении всей церковной истории время от времени эти настроения возникали, особенно в какие-то тяжелые моменты, моменты каких-то испытаний, войн кровопролитных, или эпидемий всевозможных. (2:03) Наверное, и сейчас среди людей, считающих себя верующими, тоже — после пандемии и особенно после вот… в связи с последними событиями эти настроения. Но Павел настаивает на том, о чем говорил, в принципе, Господь, — что о дне и часе том не знает никто, даже ангелы на небесах. Кто-то утверждает, что вот, оно уже всё началось! Павел говорит: «Не смущайтесь. Не смущайтесь ни от Духа, ни от слова, ни даже от послания, как бы мною написанного». Наверное, существовали какие-то и подметные письма скажем так, какие-то ложные послания, которые приписывали каким-то авторитетам, в том числе и апостолу Павлу, чтобы смутить кого-то, увлечь. И сегодня бывает — я помню, тут недавно тетенька приходила: «Батюшка, как вы к апокалипсису относитесь?» (3:00) Я говорю: «Никак», — «А хотите, я вам тетрадочку дам почитать?» Тетрадочки пишут. Я говорю: «Ну, в принципе, в Новом Завете уже все написано — какие тут еще тетрадочки, зачем они нужны?» Тут не об этом речь. Павел говорит о том, что всем этим событиям, действительно наступлению последнего дня, приходу дня Господня, должны предшествовать определенные явления. Ну вот, прежде всего, откроется человек греха, сын погибели. Кого он имеет в виду? Мы не знаем. Мы не знаем, кого он имеет в виду конкретно. Но мы знаем, кого Церковь имела в виду на протяжении истории. На протяжении истории таких людей греха, сынов погибели было великое множество. Среди них были и императоры, <…> римские императоры, воздвигавшие гонения на христиан, — первым стал Нерон, но и после него было много. (4:09) Были другие какие-то кровопийцы, узурпаторы, диктаторы и так далее. Ну в последние, в 20 веке, — там это и Гитлер, и Сталин, и, я думаю, список можно продолжить. Мы не знаем точно. Но, действительно, мы видим, как вот эта вот тайна беззакония — она в действии, она действительно действует в этом мире. Действительно, зло пытается одержать верх. Но есть удерживающий, который сдерживает вот это, которая мешает этому. Кто это, кого имел в виду апостол Павел? Мы тоже точно не знаем. Может быть, он имел в виду Самого Бога, может быть он имел в виду каких-то ангелов. А может быть, он имел в виду и самого себя, и нас с вами! (5:00) Может быть, мы и есть вот этот удерживающий, который своей молитвой, своей молитвой о мире, о добре, которые своими делами, добрыми делами противостоят этому злу развернуться во всю силу. Мы не знаем. Мы не знаем. Но очень важно, на чьей мы стороне. Очень важно, с чем мы идем по этому миру, очень важно, действительно, творить не зло, а добро, на которое мы созданы, к которому мы призваны. Вот это действительно важно. И это мы знаем точно.

Да хранит вас Господь.