Проповедь о. Владимира на Всенощном бдении 13.10.23

Лк. 1:39–49, 56 (зач. 4)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы с вами совершаем ещё один праздник в честь Пресвятой Богородицы. Мы много раз с вами говорили о том, что праздники в честь Пресвятой Богородицы, в связи с тем, что наш храм посвящён Пресвятой Богородице, это наши домашние, семейные праздники. Очень важно задуматься о почитании Пресвятой Богородицы. Мне кажется, настало время поговорить об этом, о культе почитания Божьей Матери. Потому что очень часто возникают недоразумения. Иногда кто-то бунтует против того, что Божья Матерь, как бы, заслоняет Самого Иисуса Христа, что культ Божьей Матери невероятно раздут и так далее. А для многих почитание Божьей Матери чуть ли не самая суть православия: «мы потому и православные, что почитаем Божью Матерь в отличие от баптистов, например, от адвентистов, ещё кого-то, всяких разных «истов», протестантов». Но, на самом деле, в почитании Божьей Матери нет чего-то такого сугубо православного. Мы знаем, что западные христиане, которых мы называем католиками, тоже очень почитают Пресвятую Богородицу. У них тоже очень много праздников в Её честь. И чуть ли не в каждом населённом пункте есть своя чудотворная чтимая икона Божьей Матери, какие-то свои традиции, обряды и так далее. И как же мы должны относиться ко всем этим праздникам? Для сравнения, наверно, можно привести наши обычные человеческие отношения в семье. Когда ребёнок маленький, когда он младенец, он без матери жить не может, она для него всё. Да, конечно, есть отец. И, может быть, отец работает, тяжело работает, зарабатывает деньги на пропитание всей семьи, и так далее. Может быть, делает для этой семьи, для этого ребёнка, больше, чем даже мать. Но для младенца – младенец этого не знает. Для младенца мать это всё – она может и грудью покормить, она утром завтраком накормит, она и помоет, она и оденет, и в школу отведёт, она и из школы заберёт. Ну как без матери – мать это всё. Потом начинается подростковый бунт, когда «мама не лезь, я сама всё знаю» или «я сам всё знаю», особенно у мальчиков может быть. Отец остаётся ещё по-прежнему в тени, хотя и против отца тоже начинают бунтовать. Но всё-таки отец остаётся авторитетом. Ребёнок уже повзрослел, уже он начинает что-то понимать, он понимает вот эту роль отца в жизни семьи и так далее. А вот против матери такое вот: от матери может быть отстранение, как у протестантов. Вот. А потом – хорошо, если потом человек взрослеет, становится зрелым. И он с уважением относится к своему отцу и он просто любит свою мать. Почитает свою мать и не ждёт от неё чего-то невозможного.

И вот почитание Божьей Матери в церкви примерно то же самое. Если мы застряли вот в этом культе и кроме Божьей Матери мы больше ничего не видим, не пропускаем ни одного праздника, сплошные акафисты, чудотворные иконы и так далее, и так далее, значит, мы застряли ещё в нашем духовном младенчестве. Если мы начинаем бунтовать: «а что это так, почему праздников Божьей Матери больше, чем в честь Её Сына, почему столько чудотворных икон Её, а не Его» и так далее, значит, мы где-то в подростковом возрасте – протест, бунт, ну как у протестантов, скажем так. А если мы повзрослели, то мы Её просто любим. Конечно хочется, как в этом празднике, как в этом событии, чтобы Она и заботилась, и берегла, и покрывала, но понимаем, мы понимаем, что не может Она от всего нас оградить, как мать. Да, конечно, Она будет за нас молиться, поэтому мы молитвой: «Пресвятая Богородица, моли о нас Сына Своего», если вы слушали тропари, тропарь сегодняшнего праздника: «Моли Сына Своего …». Она и так молится, что может, Она сделает. Но не надо от Неё требовать всего. То есть, Её надо просто любить. Вот давайте будем Её просто любить, как нашу Небесную Мать, потому что наш храм действительно посвящён Пресвятой Богородице. И во Христе Иисусе, как мы говорим, мы все братья и сёстры и Её дети. Да хранит вас Господь.