К 150-летию храма


Воспоминания внучки протоиерея Александра Поройкова, служившего в нашем храме более 30 лет, вплоть до его закрытия в 1924 г.

Поройков Александр Павлович, (1857-1930), священник церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (годы службы 1892-1924).
Все нижеизложенное известно мне, в основном, из рассказов моих родителей, т.к. я родилась в 1932г., а Александр Павлович скончался в 1930г., причем больше поведала мама, которая прожила с ним бок о бок пять лет.
Мой дедушка Александр родился 21августа*1857 г. в селе Михалёво, Пошехонского уезда Холмовской волости Ярославской губернии, в семье причетника. Естественно, с детства помогал отцу в церкви.
В 1874г. он оканчивает Пошехонское Духовное училище, а в 1880г. Ярославскую Духовную семинарию, вероятно по 1 разряду, дающему право поступать в Духовную Академию.
Выбрав Московскую Духовную Академию, Александр Павлович оканчивает её в1884г. Советом Академии удостоен степени кандидата богословия (Х класс).
1мая* 1884г. Александр Павлович успешно прочитал три пробные лекции по греческому языку и был направлен на работу по духовно-учебному ведомству в Коломенское Духовное Училище преподавателем математики и географии. Математику он прекрасно знал и любил, если надо было- консультировал, в частности, мою маму, когда она училась на курсах чертежников.
Этот год оказался счастливым в личной жизни. 2 сентября* 1884 года дедушка вступил в брак с Любовью Сергеевной Смирновой, одной из дочерей духовного писателя, Ректора Московской Духовной Академии – Сергея Константиновича Смирнова (1818 -1889).
Из воспоминаний самого дедушки, рассказанных моей маме: «…долго не мог никого полюбить, хотя, будучи студентом, ходил со своими товарищами в дома, где были девушки на выданье. Никто не нравился. А товарищи жен присмотрели и надо мной посмеивались. Когда пришел в дом ректора Академии, (там из шести дочерей две были незамужними – Люба и Ольга) Люба вышла для знакомства, не поднимая глаз, красная от смущения, с темно русыми косами. Я сказал себе: – «либо я на ней женюсь, либо совсем не женюсь. Она подняла глаза, а они оказались синими…».
Венчались в селе Ахтырка, что около Сергиева Посада. Дедушке было 27 лет, бабушке Любе18.

——————————
*по старому стилю

Немного позже вышла замуж и Ольга, за Голубцова А.П., в будущем профессора Духовной Академии. Кстати, все дочери С.К. Смирнова создали свои семьи с известными деятелями духовной и научной мысли Москвы. Анна была женой Милюкова П.Н., в первую очередь выдающегося русского историка, профессора, академика, а уж потом — главы партии кадетов и министра Временного правительства. Варвара была замужем за Богоявленским А.И., членом корреспондентом Академии наук. Мария была замужем за Каптеревым Н.Ф., историком, членом- корреспондентом Академии наук. Вера была замужем за Богдановым А.П., профессором Университета.
По воспоминаниям, Александр Павлович был среднего роста (174-175см), подвижный, очень аккуратный, нос с горбинкой. Не толстый, строго соблюдал все посты и требовал того же от своих детей. Кстати, и между постами мясо полагалось только по воскресеньям. В основном, кушали гречневую кашу с творогом. У дедушки была прекрасная память.
В его семье воспитание было строгим, его слово было законом для детей. Мой папа, Николай Александрович, рассказывал: «… когда мне было лет 15, я подружился со звонарем нашей церкви, которому было не более 20. Мы договорились, что он разрешит мне позвонить в колокола. Немного освоившись, я стал играть «Камаринскую» Глинки, и мальчишки в Газетном переулке обрадовались и пустились в пляс. Александр Павлович откуда-то возвращался и увидел все это безобразие. Он нанял дворника за 20 копеек и тот меня выдрал за кощунство».
Бабушка Любовь Сергеевна, по рассказам, была необыкновенно добрым человеком, трудолюбивым и чадолюбивым. Она родила шесть детей, двух мальчиков и четырех девочек, и всех вырастила. Слава Богу, никто не умер!
Интересна судьба мужчин:
— Первый ребенок, Сергей, (1886-1953) выбрал стезю медика, окончил медицинский факультет МГУ и в 1914г. был призван в действующую армию. Присяге и клятве Гиппократа не изменил. В 1920г. оказался с армией Врангеля в Галлиполи с 6000 больных и раненых. Затем Болгария и Франция, где французские «союзнички» запретили практиковать русским врачам на территории собственно Франции. Сергей Александрович поэтому до конца своих дней работал в Северной Африке. Как теперь говорят — вахтовым методом. После 90-х годов (ХХ века) его дочь Ирина и её дети безуспешно разыскивали московских родных, приезжали три раза, но только когда догадались обратиться в церковь Успения в Газетном переулке, родственники нашлись, за что вся и московская и французская родня приносит благодарность служителям и работникам церкви.
— Пятым ребенком был мой папа Николай Александрович (1896-1962), который родился в Газетном переулке дом11, кв. 2 (окна квартиры на втором этаже хорошо видны на фотографии 1913г. над вывеской «Ювелир В. Ф…»). Естественно, крестили его в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Восприемниками были: старший брат Сергей, наставник
Коломенского Духовного училища, друг дедушки, Александр Иванович Снегирев и бабушка моего папы – Софья Мартиновна Смирнова (Ловцова).
В детстве мой папа мечтал быть врачом, но Александр Павлович посчитал, что врачей в семье хватит и направил его учиться в реальное училище. Затем институт путей сообщения, факультет строительства мостов и железных дорог. Первая мировая война прервала учебу. Фронт, а затем гражданская война, у красных. После гражданской войны — окончание института, работа по специальности и увлечение музыкой. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции и два года учился в консерватории по классу Рейнольда Морицовича Глиэра. Очень любил музыку. Консерваторию не окончил, так как был послан в длительную командировку в Марийскую АССР осушать болота и строить железную дорогу.
Мой папа прошел все воины: Первую мировую, Гражданскую, Финскую и Великую Отечественную. В конце ВОВ неосторожно заступился за колхозников. Был осужден на 8 лет (3 из которых, как сыну священника и за родство с П.Н. Милюковым) и ссылку в Красноярский край. Реабилитирован.
Я не раз задавала вопрос папе, как получилось, что два брата оказались «по разные стороны баррикад». Он говорил, что перед революцией царское правительство ввергло Россию в такую мерзость, что можно было поверить обещаниям большевиков «светлого будущего».
Дедушка Александр Павлович, несмотря на его любовь к преподаванию математики и на нехватку средств для содержания семьи, после рождения третьего ребенка перешел на службу приходским священником.
В 1892 году Высокопреосвященнейшим Леонтием был определен в священники церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, в которой продолжалась его служба до закрытия церкви в 1924 году.
Согласно послужному списку от 1921 года, представленному Благочинническим Советом второго отделения Никитского сорока под председательством протоирея Николая Поспелова, в связи с награждением Поройкова А.П. наперсным крестом с украшениями, сделана запись: Поройков А.П. был награжден:
Наперсным крестом – 6 мая 1910 года,
Орденом Анны III степени – 6 мая 1915 года
Саном протоиерея – 8 мая 1919 года.
Дедушка не бросал преподавательскую работу – он состоял законоучителем 2-ого Красносельского женского училища с 6 сентября 1911 года.
Дедушка овдовел в 1920 году. Любовь Сергеевна умерла в середине марта 1920г. в селе Хотмыжске (в1920г. — городище) Белгородской области от рожистого воспаления, которое перешло в заражение крови. В Хотмыжск Любовь Сергеевна повезла от голода свою младшую дочь Наталию, у которой врачи подозревали туберкулёз.

После закрытия церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке в Газетном переулке в 1924г.* дедушка какое-то время служил в Храме Вознесения Господня на Никитской улице (Малое Вознесение), напротив Консерватории.
Здоровье стало ухудшаться. Дедушка страдал хроническим воспалением легких. Осенью и зимой болезнь обострялась. Поднималась температура.
В это время за ним ухаживала моя мама, а так как он ничего не хотел кушать, она старалась кормить его любимыми блюдами: грибным супом, манной кашей, клюквенным киселем и т.д. и расспрашивала его о семье. Он много рассказал ей о своей жизни.
В 1929 году Александра Павловича вызвали в НКВД и потребовали, чтобы он отрекся от сана. Он сказал, что не сделает этого, так как уже старый человек, всю свою жизнь служил Богу и не может менять своих убеждений. После этого его выслали из Москвы в деревню Останкино (15 января 1930 года), где он проживал в холодной избе и служил в церкви Живоначальной Троицы.
Умер дедушка 20 декабря 1930 года от воспаления легких. Хоронили его 11 московских священников. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Пятеро из шести детей Александра Павловича получили высшее образование.
Дочь Юлия Уварова (1889-1955) окончила Высшие женские акушерские курсы. У нее было шесть сыновей и две дочери. Этих внуков дедушка застал, очень любил, называл их по имени-отчеству, когда они приходили к нему в гости, и заранее покупал им гостинцы. Наверно, его математические способности передались Василию Борисовичу Уварову (одному из внуков), профессору МГУ, лауреату Ленинской премии, который еще на третьем курсе Университета нашел решение очень важного уравнения для М.В. Келдыша. Профессором был и его брат Дмитрий Борисович, умерший после ликвидации аварии в Чернобыле.
Дочь Вера (1891-1964) окончила МГУ, специальность врач-биохимик.
Дочь Антонина (1894-1967) окончила гимназию.
Дочь Наталия (1899-1971) окончила Московский институт геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, где работала всю свою жизнь старшим преподавателем.
И среди правнуков Александра Павловича есть знатоки математики; династия продолжается.

Внучка А.П. Поройкова – Любовь Николаевна Гусева (Поройкова)

——————————————————————————————-
* В здании Церкви был организован архив, в полуподвале вдоль Газетного переулка жил дворник с многочисленной семьей. Во время войны в подвале церкви было бомбоубежище (там сейчас Никольский придел), при первых бомбежках мы туда спускались, но было очень страшно, казалось взрывы где-то рядом. Немцы очень хотели разбомбить телеграф. Но бомбы попали в двухэтажный дом № 13 и в середину Тверской. Погибли люди, которые стояли в очереди в диетический магазин. Поэтому мы стали при воздушных тревогах заранее прятаться в метро «Охотный ряд».

Добавить комментарий