Проповедь о.Владимира. Литургия. 11.11.2023

2Кор.8:1–5 (зач. 185). Лк.8:16–21 (зач. 36).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На первый взгляд может показаться, что в сегодняшнем Евангельском отрывке присутствуют три или, может быть, даже четыре темы для размышления, для проповеди, совершенно несвязанные между собой. Но на самом деле это не так. Зависит от того, как мы понимаем, как мы рассматриваем и понимаем эти элементы этого сегодняшнего Евангельского отрывка. Здесь действительно есть несколько моментов, важных моментов. Но они связаны между собой, если всё правильно понять. Первое. Первое можно было бы выделить как отдельную тему – это о свече. Но в принципе она объединяется, очень хорошо объединяется со словами что «нет ничего тайного, что не стало бы явным». Как свеча – зажжённая свеча, она видна всем и ее не прячут куда-нибудь, зажегши, не ставят где-нибудь под кровать, в какой-нибудь угол, где ее никто не видит. Ее ставят для того, чтобы она светила, чтобы свет был виден всем. О чём здесь речь идёт? Часто мы понимаем так, что нет ничего тайного, что не стало бы явным – что не надо что-то скрывать, всё равно всё станет известно. Какой-то такой чисто бытовой подтекст. Господь говорит совсем о другом. Конечно, если вот это понимать отдельно, вырывать из контекста, то да: нет ничего тайного, что не стало бы явным. Как еще это можно понимать? Скрывай-не скрывай – всё равно всё вылезет наружу. Но Господь говорит о другом. Господь говорит, что если в нас есть христианство, то оно будет очевидным. Как свеча: если она горит, то она горит, её видно. Ее нельзя чем-то накрыть… Попробуйте накрыть ее тканью – она прожжет это. Так вот, если вы ничего не прожигаем в этот мире, значит в нас нет ничего, значит никакого христианства в нас нет. Вот о чем Господь говорит. Тоже самое второй момент: «у кого есть, кто имеет – тому дано будет, а кто не имеет – у того отнимется и то, на что он рассчитывает…» Ну, правильно, у нас говорят: деньги к деньгам идут и так далее. Ну как еще можно понимать это… Но опять же речь не об этом. Речь не об этом. Речь опят идёт именно о том, о чем и в первом моменте. То есть, если действительно… Смотрите, как пример из жизни: какой-нибудь (забыл, как они, эти джобсы или кто-нибудь) или хоть наших взять фридманов всяких, ходорковских и так далее – они ведь постоянно трудятся, они постоянно работают, дело даже не в том, что деньги… Спроси их, каждого их них: Для чего тебе столько денег – они не смогут ответить. Они не смогут ответить. Они просто работают. Это стиль жизни их, понимаете. И здесь тоже самое. Господь говорит, что нужно постоянно работать, постоянно работать над стяжанием Святого Духа, постоянно работать над…. И тогда христианство будет в нашей жизни, и оно будет очевидно, и к нему будет прибавляться и прибавляться. А если этого нет, если мы не трудимся, если мы духовно расслаблены, ленивы –то, о чем мы с вами часто говорим во время воскресной литургии, то даже то, на что мы рассчитываем, может быть отнято от нас. Ну и третий момент. Вы скажите: А тут-то как он связан? Самым очевидным образом. К Иисусу приходят его родственники, но не могут к Нему приблизиться, потому вокруг Него много народа, они не могут… Ему говорят: Вот мать Твоя, братья Твои. Иисус говорит: Мать Моя и братья Мои – те, кто слушает Слово Мое и исполняет его. Опять же, чье христианство очевидно. Кто трудится над исполнением воли Божией, над стяжанием Святого Духа и так далее. Кто тру-дит-ся. Кто духовно растет. Кто стремится к росту. Вот о чём сегодняшний Евангельский отрывок. Казалось бы, совершенно несвязанный, но всё объединено одним: надо трудиться, надо работать, надо расти. И тогда и приумножится, и дано будет, и видно будет, и мы будем братьями Иисуса Христа, Его семьей. Вот о чём говорит этот отрывок.

Можно добавить, что в принципе и в апостольском зачале о том же самом. Апостол Павел пишет коринфянам о македонянах, чье христианство очевидно, которые сами в тяжелейших условиях, но вот их христианство проявляется в том, что они отдают не только то, на что Павел рассчитывал, они жертвуют для… как мы сегодня назовем – гуманитарную помощь — они собирают гуманитарную помощь для беженцев из Святой земли, из Палестины и так далее. И для тех, кто _там_ бедствует, а христиане бедствовали там в том время, действительно, в Палестине. И вот они собирают. Они сами в тяжелейших условиях, но их христианство настолько очевидно, что они не думают о себе, они отдают всё, что у них есть, вплоть до того, что самих себя, как говорит апостол Павел. Вот опять о том же самом.

Да хранит вас Господь!