Проповедь о. Владимира на всенощной 18 ноября 2023 года

Евангелие от Марка 16:1–8

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами уже много раз читали этот отрывок. И конечно, каждый раз мы обращаем внимание на то, что евангелист подчеркивает, что женщины так испугались, что никому ничего не сказали — потому что боялись. Чего боялись? Мы часто… когда мы читаем эти вещи, нам трудно понять, что́ переживают участники, герои того или иного рассказа. Но давайте попробуем поставить себя на место этих женщин. Они в чужом городе, они сами из других городов. И вот они пришли вместе с Иисусом в Иерусалим на праздник. Произошли все эти страшные, ужасные события. Они в чужом городе, рано утром они идут — куда? На кладбище! Они идут в сад, где похоронен Иисус. Это уже само по себе страшно. Они идут и рассуждают: «Кто отвалит нам камень?» Не совсем даже понятно, на что они надеются: их всего трое. Ну может быть, их было больше — другие евангелисты перечисляют, называют еще какие-то имена. Но в любом случае этот камень большой. И вдруг они видят, что камень отвален. Уже это должно было бы насторожить. Честно скажу, я бы уже убежал. А они еще заглядывают во гроб! Они смотрят туда и видят ангела. Мы бы сейчас сказали: ну ангел, это же ангел! Как мы себе представляем? Ангел, добрый, красивый, с крыльями и так далее. А для ветхозаветного человека, для человека тех времен увидеть ангела — это все равно что увидеть Бога. А увидеть Бога и не умереть невозможно! Всё их благочестие строится на том, что увидеть Бога нельзя, кто увидел Бога, значит, уже умер. Или вот-вот умрет. И они просто ужаснулись, евангелист подчеркивает: они ужаснулись! И они ничего не рассказывают никому, они убегают, они в ужасе убегают. У них еще хватило сил убежать, уйти оттуда!. Другие бы на их месте просто там бы и скончались. Потом они все-таки, как мы знаем из Евангелия от Луки, потом они все-таки ученикам что-то рассказывают. Но те не поверили, потому что слова их показались им безумными. И действительно, вам бы вот такое рассказали — вы бы поверили? Ангел, гроб…

Почему я на это обращаю внимание? Потому что нам в нашей жизни иногда кажется, что Господь как-то отвернулся от нас. Что Он то ли не слышит нас, то ли Ему нет дела до нас. Ну как-то вот… всё не так. И бывает страшно, и бывает тяжело, бывает очень трудно. Но апостол Павел говорит, что человек спасается не своим благочестием. Нам-то кажется: мы благочестивые, мы хорошие такие, мы и в церковь ходим. Ну почему же, почему же всё так страшно, почему же Он не помогает? Порой кажется, что земля уходит из-под ног, — вообще, ну сколько может это продолжаться еще? Но вот человек спасается не благочестием своим, а верой. А вера должна быть испытана, должна быть закалена. И мы видим, как Иисус испытывает веру Своих ближайших учеников. Он и им спуску тоже не дает. И им тоже — Он ставит их в такие ситуации, когда, казалось бы, умереть можно от страха. Но они сохраняют эту веру. Да, страшно. Они проходят через этот ужас, через страх, через непонимание, через недоверие. Они проходят через всё — через что нам порой даже и не приходится проходить. Мы сейчас живем с вами в такое время, что за веру, за отношения с Богом не наказывают, в тюрьму не сажают, не смеются. Порой это даже как-то модно становится где-то, в какие-то моменты, в каких-то обществах и так далее. А они жили тогда, когда за это можно было угодить на плаху, что называется. И вот они сохраняют эту веру. Хотя проходят тоже, ведь… ну конечно, бывали моменты. И мы будем читать дальше, мы будем читать Евангелие от Луки, двадцать четвертую главу, через несколько недель будем читать о том, как два ученика уходят из Иерусалима. Им вообще всё это надоело, они махнули рукой. Они уже узнали, что Иисус вроде бы воскрес и что видели пустой гроб, Но они бросают всё и идут, уходят. То есть и такие моменты тоже были. Но, увидев Иисуса, встретившись с Ним, они возвращаются!

Вот это важно, очень важно помнить, что в любой ситуации, когда даже очень страшно, когда даже очень-очень трудно, когда казалось бы, что уже всё, терпеть больше нельзя, и земля уходит из-под ног, и, вообще, всё, конец всему хорошему, — помнить, что Иисус рядом. Что Он придет. А вера наша — она должна быть испытана, она должна быть закалена. В том числе и вот в таких ситуациях. Давайте будем об этом помнить.

Да хранит вас Господь!