Проповедь о.Владимира. Литургия. 18.07.2023.

1 Кор. 6:20 – 7:12 (зач. 136). Мф. 14:1–13 (зач. 57).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, сегодня мы с вами совершаем праздник в честь преподобного Сергия Радонежского и преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Сегодня это – одни из самых почитаемых святых в России, одни из самых моих любимых святых. Но должен сказать, что так было не всегда, по крайней мере, в моей церковной жизни. До определённого времени в советские времена про великих князей, про Елизаветы Фёдоровну, как-то не очень принято было говорить. Да и немногие тогда о них что-то знали. Да, в зарубежной церкви она была почитаема, она была канонизирована. Но у нас в России как-то… даже <имя> было малоизвестно. А образ преподобного Сергия мне самому лично не нравился. Я не понимал его святости. Ну, во-первых, мне казалось… ну, естественно, из того, что мне рассказывали, что мне писали: то, что он благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Мне казалось, что это слишком уж политизировано кого-то благословлять на битву, на войну, на бой. И вообще он, как бы сейчас сказали, «топил» за московского князя. Мне это было непонятно: чем Владимир хуже, или Нижний Новгород, например. Да и вообще, что это за святость такая: не мог навести порядок в собственном монастыре, какие-то там разногласия, какие-то там споры… Вместо того, чтобы всех на место поставить – взял котомку и ушёл куда-то. Был момент, когда там есть нечего было: ну как это так, у одних монахов есть еда, а у других нету, что же это за игумен такой, что вот такое? Он вместо того, чтобы собрать всю еду, какая есть в монастыре, и разделить на всех поровну, так как ему самому есть нечего было, он нанялся работником к своему послушнику: у послушника еда была, а у него не было. И вот он подрядился ему келью ремонтировать. Ну что же это такое? Не мог я этого понять. Не мог. Но потом, со временем, что-то стало открываться. Действительно, я понял, что только так и преодолеваются проблемы, может быть, только так преодолеваются разногласия. Точно так же Иисус Христос – ведь Он мог, помните, Он говорил: «Неужели вы думаете, что Я не могу сейчас призвать двенадцать легионов ангелов и всё разнести?» Но Он этого не делал. Он идёт на Крест. Он смиренно идёт на Крест. Он умирает за всех за нас. И точно также преподобный Сергий. Точно также Елизавета Фёдоровна. Когда на Красной площади в Кремле убили её мужа – помните, у нас улица Каляевская была? Вот Каляев убил её мужа, великого князя Сергея Александровича – она тогда ползала по снегу, она собирала кусочки плоти мужа своего, чтобы было что похоронить, потому что гранатой, бомбой всё разнесло… А потом умоляла императора Николая Второго, чтобы он простил этого Каляева, чтобы не казнить его – не простить в том смысле, что на улицу выпустить, на свободу, нет, но чтобы он не казнил его, чтобы оставил жить. А потом открыла дом, приют для сирот, для девочек, для детишек – вот тех, кто убивал, кто разрывал, кто устраивал забастовки, революции и так далее. Вместо того, чтобы добиться их наказания – нет, спасала этих детей, спасала, кормила, воспитывала… Так может в этом и есть святость? Мы часто говорим о святости, о святых, вспоминаем о том, что и мы должны быть святыми: «Будьте святы, потому что и Я свят». Мы должны быть святыми здесь и сейчас, сегодня. Не где-нибудь когда-нибудь, а здесь и сейчас. Но что такое святость? Вот она в чём проявляется: в милосердии, в смирении, в кротости, в любви, в прощении… Давайте будем об этом помнить, будем праздновать сегодня праздник в честь наших любимых святых, небесных покровителей – вы знаете, что этот наш престол, один из престолов нашего храма, посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Вот там у нас икона Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары, они пребывают своими мощами с нами, в нашем храме вместе с этой иконой. Они наши небесные покровители. Будем им молиться, будем их восхвалять и будем помнить об их примере святости для всех нас.

Да хранит вас Господь!