Проповедь о.Владимира. Литургия. 22.07.2023.

Рим.12:1–3 (зач. 108). Мф.10:37 – 11:1 (зач. 39).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на совсем коротенький, но очень важный отрывок из послания апостола Павла к Римлянам. Тем более, что, в принципе, его нетрудно, конечно, связать, сопоставить с Евангельским зачалом. В этом отрывке из послания к Римлянам есть несколько важных, можно сказать, ключевых моментов для понимания христианской жизни. Для понимания христианства вообще, как такового. Прежде всего апостол Павел призывает христиан Рима, а это значит и нас с вами тоже, «принести себя в жертву», то есть стать жертвой за спасения этого мира. Стать жертвой вместе со Христом. Мы с вами очень часто говорим, что суть христианской жизни в том, чтобы соединиться со Христом. Чтобы так, как говорил апостол Павел: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Чтобы вместе с Ним взойти на Крест, принять на себя боль и страдания этого мира для спасения этого мира… Буквально одно предложение. Но об это можно говорить до бесконечности. Об этом можно писать книги. Но христиане – мы с вами – никак не хотим это понимать, никак не хотим с этим соглашаться. Второй момент: (тоже очень важно правильно понимать) апостол Павел пишет — и мы, в принципе, с вами уже говорили об этом, но это можно повторять до бесконечности… апостол Павел пишет: «Не сообразуйтесь с веком сим». И вот многие христиане полагают, что христианство должно быть таким безвременьем, консерватором, что христианство должно как бы законсервироваться собой, законсервировать вокруг себя мир в каких-то древних традициях, древних обычая и так далее – не сообразовываться с «веком сим», то есть они понимают это как с «сегодняшним временем». Нет, родные мои. Ну, во-первых, это просто невозможно. Во-первых, это просто невозможно, а во-вторых, это неправильно. Пример нам даёт Сам Иисус Христос. Он был человеком своего времени. Он – основатель мировой религии, которая действительно будет до скончания этого века, до скончания этого мира, но Он жил в своё время и Он был человеком этого времени. Он достаточно модно одевался, как мы знаем из Евангелия: хитон на Нём был не сшитый, а цельнотканый – это очень модная одежда в те времена была и дорогая достаточно. Он говорил с людьми на том языке, который они могли понять, Он не читал им богословские трактаты какие-то или не говорил заумными цитатами из древних философов. Нет, Он говорил так, чтобы Его поняли. Он общался с очень многими людьми. Не случайно фарисеи и книжники обвиняли Его: вот, любит поесть и выпить, непонятно с кем общается – с мытарями и грешниками! То есть Он был человек, Он был живым человеком, Он не был консерватором каким-нибудь. Это очень важно на самом деле. Христианство должно быть современным. Да, конечно, оно не должно бежать впереди паровоза. Об этом замечательно говорил, по-моему, владыка Антоний Блум, а может быть отец Александр Шмеман, я уже не помню точно, что христиане – мы с вами – должны быть интеллигентно-консервативными людьми. Вот такое выражение. То есть не мракобесами, а интеллигентно-консервативными. Не бежать впереди паровоза, но в то же время быть современными. Это очень важный момент.

И здесь речь вообще не о времени идёт. «Век сей» — когда Павел употребляет выражение «век сей», он не имеет в виду время — то, что измеряется годами, неделями, месяцами, веками, столетиями, тысячелетиями. Он имеет в виду, там написано: «“эон” сей» – то есть «нынешний “эон”». А нынешний “эон” начался от грехопадения и будет до скончания этого мира. То есть не сообразуйтесь с миром сим. Не живите по законам этого мира. Что он имеет в виду? Что это за законы этого мира? Это жить для себя, грести под себя. Это законы насилия, власти, борьба за власть, борьба за деньги… Ну что говорить об этом – это всем понятно. То есть он говорит: «не сообразуйтесь с этим»: не живите для себя, не живите по этим законам, не живите ради наживы, ради власти и так далее… «А преобразуйтесь обновлением ума вашего» – то есть в духе Евангелия, в духе Христа преобразовываться, обновляться, всё время развиваться… Вот о чём речь идёт. Ну и последний момент, на который тоже…В принципе в Евангелии мы тоже читаем: «кто не берёт креста своего и не следует за Мной, то недостоин Меня» – это об этом же, в принципе. Ну, а последний момент, который последняя строчка в апостольском зачале, в апостольском отрывке: «Не думайте о себе больше, чем должно, а думайте скромно, по мере той веры, которую каждому уделил Бог». Вот это «не думайте о себе…». Здесь тоже можно написать целый трактат. Можно было бы, в принципе, написать целую книгу об этом «не думать о себе…» Это же можно понимать совершенно по-разному. Вот «не думать о себе» — это не заботиться о себе. Не заботиться о себе больше, чем должно. То есть заботиться о себе нужно, конечно, в определенной степени. Но не больше, чем это необходимо для того, чтобы быть хорошим… скажем так, приличной жертвой Богу. В самом начале там речь идёт о том, чтобы приготовить себя в жертву, будьте жертвой. Но жертва, она же должна быть… соответствовать… это же всё-таки жертва Бога, а не так, как у нас бывает: на Тебе, Боже, что мне негоже! То есть это должно быть что-то ценное, значит о себе как-то надо заботиться, но не более того. Можно эту фразу понимать по-другому совсем. То есть речь может идти не о заботе какой-то такой, а, знаете, как некоторые постоянно рефлексируют, постоянно: «А что обо мне думают? А как я выгляжу? А не прогадал ли я? Не продешевил ли я?» или ещё там что-то. То есть вот это постоянное… «А занимаю ли я достойное мне место в обществе?» Не думайте об этом. Не думайте. Это пустое всё. Думайте о себе скромно. По мере той веры, которую каждому уделил Бог. И об этом мы тоже много говорили. Вот такой совсем короткий – в Евангелии, в Новом Завете вот столько мало места занимает этот отрывочек, буквально пять сантиметров, не очень мелкого шрифта, прямо скажем. Но как много здесь сказано. Как трудно это принять. И как редко, как редко мы это пытаемся воплотить в своей жизни. Но при этом называем себя христианами. Давайте задумаемся об этом.

Да хранит вас Господь!