Проповедь о. Владимира на литургии 06.08.2023 года

Первое послание к коринфянам 3:9–17

Евангелие от Матфея 14:22–34

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Если сегодняшний евангельский отрывок воспринимать буквально, то есть как описание еще одного из чудес Иисуса Христа, то эта история нам может показаться — для нас — бесполезной: опыт, который нам может не пригодиться. Я думаю, никто из нас не собирается ходить по водам. Нет, ну можно было бы как-нибудь попробовать, только ради удовольствия, но как-то это… Сказано: не искушай Господа Бога твоего.

Поэтому, наверное, лучше эту историю рассматривать, этот рассказ евангельский, как притчу. Что, собственно, обычно и делают проповедники, комментаторы и толкователи Священного Писания. Вы найдете это и у святых отцов, и просто у известных проповедников. То есть это притча о нас с вами, о нашей жизни. Вот в таком виде этот рассказ очень важен, для каждого. Вся наша жизнь — это как… ну если не бушующий океан, не девятый вал, но штормит очень часто, скажем так. Штормит. И вот есть разные варианты. Можно попробовать забиться в угол в лодке, где-нибудь вцепиться в борта, зажмурить глаза и надеяться, что как-нибудь пронесет. А можно подобно Петру, увидев Христа, шагнуть через борт и идти по воде Ему навстречу — навстречу тому свету, той силе, той уверенности, которая от Него исходит.

Очень важно только не усомниться. Потому что как только Петр испугался, усомнился, он начал тонуть. Он начал тонуть. Иисус говорит ему: «Зачем ты усомнился?» Да, Иисус вытащил его — но вытащил уже мокрого, напуганного. <…> это уже не тот Петр, который от имени всех учеников мог что-то говорить Иисусу Христу. Это не тот Петр, который потом скажет: «Я за Тобой хоть на смерть!» — и так далее. Нет, это как мокрая курица такая, вытащил его Иисус, понимаете? Может <…> действительно, сидеть в лодке? Как все: зажаться, забиться. А еще лучше было бы вообще не плавать никуда, сидеть на берегу. Уж точно не утонешь. Хотя тоже, конечно, и наводнения бывают, и цунами может быть, всё что угодно… Но все-таки как-то вот шансов больше спастись. Но ведь так ничего не поймаешь, так ничего не увидишь. Так жизнь можно просидеть где-нибудь, забившись в угол, ухватившись в борта — или вообще на берегу. И ничего не построив.

А об этом — отрывок из послания апостола Павла к коринфянам. Наша жизнь — это строение, это домостроение. И очень важно, что́ мы строим. Основание положено, основание положено великими. Основание положено, основание — Сам Иисус Христос. Я хотел сказать, что основание положил Сам Иисус Христос, но Он Сам и есть основание! А великие апостолы доносят это до нас — они под нас с вами его подводят. Но что мы на этом основании построим? Устоит это дело или сгорит, или утонет? А может быть, лучше тогда вообще не пробовать ничего? Вспоминается одна поповская байка. Ну можно назвать анекдотом. Вроде анекдоты неудобно в храме рассказывать — пусть будет притча. Один молодой человек приходит к батюшке. «Батюшка, я не курю. Хорошо?» — «Хорошо, сын мой». — «Батюшка, я не пью. Хорошо?» — «Хорошо, сын мой». — «Батюшка, я с девочками ни-ни! Хорошо?» — «Хорошо, сын мой». — «Батюшка, я правильно живу?» — «Ну правильно-то правильно, но как-то зря». Понимаете, вот как-то зря это всё. Можно ничего не пробовать, можно ничего не делать. Можно вот просто — всё вроде бы правильно, ничего плохого не сделал… а зачем жить-то? А зачем жить? Можно где-нибудь забиться в угол в какой-нибудь там, в этой лодке, в борта. Или на берегу где-нибудь. И что?

Давайте задумаемся об этом. Христианство — это… это как отец Александр Мень говорил — наверное, он не сам придумал, наверное он это у святых отцов, может, где-нибудь — это как прыжок через пропасть! Может, долетишь. А может и нет. Но попробовать стоит. Потому что на той стороне — Царство Божие.

Да хранит вас Господь!