Проповедь о. Владимира на литургии 1 октября 2023 года

Послание к галатам 2:16–20

Евангелие от Марка 8:34 – 9:1

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, сегодня Неделя по Воздвижении, то есть воскресенье после праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И мы уже отмечали, что в эти дни мы обязательно будем много говорить о Кресте. О значении Креста в нашей жизни, о том, что значит поклоняться Кресту, о том, что такое крест для христианства. Мы уже говорили о том, что без креста не может быть и христианства. Крест — это не просто украшение христианских храмов, крест – это не просто напоминание о том, что люди сделали с воплощенной любовью Божьей, пришедшей в этот мир. Крест — это то, на чем держится этот мир, чем спасается этот мир. (1:01) Это искупительная жертва Христа.

И вот сегодня мы слышим о том, как Господь Иисус Христос призывает каждого из нас разделить с Ним эту жертву, стать соучастником этой искупительной жертвы. «Кто хочет следовать за Мной, кто хочет быть Моим учеником, кто хочет быть христианином, отвергнись себя, — то есть „забудь о себе, отвернись от себя“, — бери свой крест и иди за Мной, следуй за Мной». Вот смысл христианства, вот суть христианской жизни: следовать за Христом, вместе с Ним неся крест. (2:00) Жить не для себя, а для Бога, как пишет апостол Павел в отрывке из Послания к галатам, которое мы тоже сегодня читали. «Я умер для закона, — я умер для этого мира: закон — это то, что регулирует жизнь этого мира, но я умер для закона, то есть я умер для мира, — чтобы жить для Бога!» Многим, особенно в период неофитства, я по себе помню, очень нравится вот эта фраза, «я умер для закона». Закон нам не писан, я умер для закона, чтобы жить для себя. Нет, чтобы жить для Бога! Я сораспялся Христу, уже не я живу, пишет Павел, но живет во мне Христос. Вот смысл христианства.

Мы называем Крест Господень Животворящим — и он действительно животворящий, потому что он рождает в новую жизнь, потому что принятие вот этого креста, принятие на себя, сораспятие Христу рождает в новую жизнь, жизнь в Царстве Божьем. И эта речь идет не о том, что будет где-то и когда-то. Речь идет о том, что это будет здесь и сейчас, что это возможно. Мы слышим слова Иисуса Христа, Который говорит, что вот, среди вас стоят люди, которые еще не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе и славе. Если относить царство Божие к жизни будущего века или к каким-то далеким временам, то придется признать, что Иисус Христос ничего не знал про него, что Он ошибался. Нет! Он говорит, что это здесь и сейчас, они его увидят в силе и славе. Мы можем вспомнить другие Его слова: «Царство Божие внутри вас есть, Царство Божие среди вас есть». И это действительно так. Оно приходит в силе и славе в нашу жизнь, когда мы начинаем жить не для себя, а для Бога, когда мы принимаем соучастие. Мы становимся соучастниками этой искупительной жертвы и через это становимся сопричастниками Божеского Естества, как говорит апостол Петр в своем послании. Мы становимся причастниками жизни Пресвятой Троицы. Это всё меняет! Это меняет саму жизнь, само восприятие жизни. Это все меняет. Но мы боимся. Мы привыкли к тому, что есть, и нам страшно менять на что-то, чего не мы не знаем. И именно поэтому очень часто мы годами ходим в церковь, а ничего не происходит, ничего не меняется. Часто люди приходят, говорят: «Батюшка, я хожу в церковь, а что толку? Ничего не меняется». Так ты же и не хочешь, чтобы менялось. Ты же не хочешь, ты боишься этого. Отдайся в руки Бога! Скажи Ему: «Господи, вот я и делай со мной что хочешь!» Страшно. Но именно так и входят в Царство Божие. Давайте задумаемся об этом.

Да хранит вас Господь.