Проповедь 21.09.2023 г. Рождество Пресвятой Богородицы

Послание к филиппийцам 2:5–11 Евангелие от Луки 10:38–42, 11:27–28

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Очень часто в дни, когда мы празднуем Богородичные праздники, мы говорим о том, что это наши семейные праздники. Семейные не в том смысле, что они маленькие, знаете такие камерные, закрытые, нет. Они семейные в том смысле, что мы все одна семья, Церковь. В Церкви, в Теле Христовом мы все братья и сестры. Мы все братья и сестры не только друг другу, но и братья и сестры Иисусу Христу. Подтверждение тому мы можем найти во многих местах Евангелия. Помните, когда Иисусу говорят: «Там, за дверями, Мать Твоя и братья Твои пришли к Тебе», Он говорит: «Те, кто слушает Слово Божие, кто слушает Меня и соблюдает Мое слово, тот Мне и брат, и сестра».

И в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышим, немножко по-другому, но Он говорит: «Блаженны слышащие слово и соблюдающие…» Блаженны почему? Да потому что они становятся причастными к Божественной семье, они сами обретают  Божественность! Нам этого трудно понять. Но вот апостол Петр, в одном из своих посланий он пишет, что «мы в Церкви становимся причастниками Божеского естества». Именно в Церкви совершается обожение — через всё, что здесь происходит: Таинство Евхаристии, общая молитва, братская любовь. Всё это приобщает нас к Богу, мы становимся членами Его семьи.

И апостол Павел в отрывке из Послания к Филиппийцам, который мы сегодня с вами читали, пишет: «В вас должны быть те же чувствования, что в Иисусе Христе…» Почему? Да потому что мы с Ним родственники, потому что мы причастны к Его природе, к Его Божественной природе. Но для того, чтобы это действительно было так, мы должны научиться тому, о чем Господь говорит: «Блаженны слышащие слово и соблюдающие его», «брат и сестра Мне тот, кто слышит слово Моё и соблюдает его». Научиться жить по Евангелию, жить Евангелием!

Мы очень часто и очень легко называем себя верующими, мы называем себя христианами. Почему? Да потому что кто-то, может быть, раз в месяц, а кто-то, может быть, даже и чаще, раз в неделю, ходит в церковь и что-то там делает. Да нет, родные мои, это к христианству не имеет никакого отношения. Христианство — это не ходить в церковь, а христианство — это быть Церковью, жить Церковью, жить Евангелием, пропитываться им!. И Евангелие должно быть не раз в неделю, и уж тем более не раз в месяц, когда мы пришли в церковь, а Евангелие должно быть всегда с нами. Я имею в виду не книжку в кармане или в сумочке, а в сердце. Оно всегда должно быть с нами: и дома, и в семье, с детьми, с мужем, с женой в отношениях, и на работе, и на улице, и в магазине. Ну и уж тем более, когда мы собрались вместе, здесь, за этим праздничным столом. Это ведь так здорово, когда семья имеет возможность… Сейчас многие этого даже не поймут, ведь сейчас этого даже во многих семьях нет — чтобы вся семья собралась за одним столом, чтобы вместе… хотел сказать «чтобы вместе поесть» — нет, чтобы вместе вкусить пищу. Это же что-то священное, семейная трапеза — это что-то священное! Сейчас во многих семьях кто-то встал на час раньше, кто-то встал на час позже, кто-то на ходу сжевал бутерброд и побежал куда-то там. Вечером — один пришел раньше, другой пришел позже. Но хотя бы раз в неделю собираться за семейным столом, за общей трапезой священной. А ведь здесь мы собираемся именно для этого.! Вот он, наш семейный стол, вот она — на ней совершается семейная Трапеза. И мы все через эту Трапезу реализуем себя как семья, как Церковь.

Но я еще раз хочу <повторить>: для того, чтобы это было у нас, мы должны жить Евангелием, мы должны иметь те же чувствования, что и в Иисусе Христе. А о каких чувствованиях пишет Павел? Он пишет, что Он, Иисус, будучи равным Богу и Отцу, то есть для Него не было воровством или хищением быть равным Богу и Отцу, но Он уничижил себя, Он был послушным даже до смерти! Вот это послушание Богу, верность Богу и смирение — то, чего нам больше всего не хватает. Мы постоянно об этом говорим, мы и сегодня говорили об этом перед началом литургии — о том, что без благодати подлинно человеческой жизни быть не может, именно благодать делает нас людьми. Но Бог гордым противится, а только смиренным даёт благодать. Поэтому у нас многое и не получается в нашей жизни. Потому что отталкиваем от себя благодать, не хотим смиряться, не хотим иметь те же чувствования, что во Христе Иисусе. Пример — Его Мать. Сегодня мы празднуем что? Её день рождения. Но нам в Евангелии даже нечего прочитать про Нее — мы читаем про Марфу и Марию! Вот подлинное смирение, вот какие чувствования в нас должны быть. А теперь давайте посмотрим на себя, давайте подумаем. А в нас это есть? Мы про себя можем сказать, что мы действительно достойны этой семьи, что у нас те же чувствования, что мы живём Евангелием?

 Да хранит вас Господь.