Проповедь о.Владимира на Всенощном бдении 30.09.23

Евангелие от Луки 24:36–53

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сначала хотел посетовать на то, что вы совсем не ходите на всенощные бдения. Завтра на литургии будет полный храм народа. А сегодня вечером почти никого нет. Потом подумал: ну вам-то это неинтересно, вы-то здесь. <Тут надо> сетовать перед теми, кого нет. А их нет. Ну тогда <…>.

В этом евангельском отрывке, как и в любом другом из одиннадцати воскресных, то есть тех, которые читаются на всенощном бдении в канун воскресного дня, есть очень много важных моментов. Здесь… ну на самом деле, всё интересно. Если почитать контекст, мы увидим, что Иисус появляется в закрытом помещении, когда двери дома, как мы знаем из Евангелия от Иоанна, были заперты из-за страха перед гонениями — «страха ради иудейска», сказано в Евангелии от Иоанна. И вдруг посреди учеников появляется Иисус. Что они могут подумать, что они должны подумать? Что они видят привидение, призрак, духа. Они в ужасе, они испуганы. Мы бы, наверное, тоже очень испугались. Но Иисус их утешает, успокаивает: «Это Я Сам. Посмотрите, вот руки Мои, вот ноги Мои». (1:01:05) Он показывает им Свое тело, Он показывает им Себя, и они видят то, что… Здесь единственное место в Священном Писании, где говорится о том, что Иисус воскресший что-то ел. Правда, в Книге Деяний… я сейчас не помню, но у апостола Петра естьтакой момент, что мы с ним сорок дней вместе жили после воскресения — ели и пили, он говорит, такое вот выражение. Но это мы «ели и пили», а Он это делал ли, неясно. И вот этот момент, на самом деле, многих толкователей очень смущает. Меня тоже, в частности. Потому что если после воскресения нужно будет опять есть и пить, то как-то это не очень интересно. Потому что с этого всё начинается. С этого начинается: одни едят больше, другие едят меньше; кто-то ест быстрее, кто-то ест медленнее. Кто-то кого-то начинает раздражать. У кого-то что-то остается, а кому-то не хватает, начинается торговля. Потом кому-то кажется, что торговля несправедливая — начинается война. И так далее. Так что как-то вот это не укладывается. Ну правда, некоторые святые отцы писали, что Он только делал вид, что ест, что на самом деле после воскресения есть не надо. Как-то успокаивает. И тем не менее все-таки заставляет задуматься, интересно.

Очень важный момент, на который хотел бы обратить внимание, — то, что Иисус, как сказано, «отверз им ум к уразумению Писаний». Вот мы читаем Писание, многие изучают его. В советские времена, в безбожные советские времена, в университете на филфаке изучали Священное Писание, Библию. Нам кажется, что это всё, это уже гарантирует нам, гарантирует, что мы будем обязательно… Да нет, нет. Сотни, тысячи людей читали, изучали Священное Писание и не становились верующими. Потому что не понимали его. У них было чисто внешнее знание, но внутрь они не проникали. Для того, чтобы действительно слово Божие вошло в нас, для того, чтобы оно укоренилось, принесло свои плоды, еще нужен ключ какой-то. Вот что это за ключ, что за ключ Он им дал, как Он отверз, открыл им ум к уразумению Писаний? Ну некий намек есть в сегодняшнем отрывке, который мы читаем. Евангелист говорит, что Иисус им сказал: «Вот это то, что должно было произойти» — и объяснял им, разъяснял — из пророков,из Моисея. Значит, вот эти какие-то ключи надо искать там, в Ветхом Завете. А мы ведь Ветхий Завет не читаем, поэтому очень часто и Новый Завет нам мало что дает. Потому что мы не знаем корней, мы не знаем основания. Очень интересный момент — когда Иисус говорит о том, что должно быть проповедано покаяние и прощение грехов до края земли, от Иерусалима и до края земли. «И вы свидетели этому»! Это очень важный момент. Мы часто говорим, всё то, что Иисус в Евангелии говорит апостолам, Он говорит и нам с вами, Своим ученикам. Мы же считаем себя Его учениками, последователями — значит, это всё относится к нам. Как мы можем быть свидетелями? И чтобы быть свидетелем чего-то, нужно либо видеть это, либо досконально знать, что это так и есть! То есть свидетельствовать. Значит, быть свидетелем воскресения Христова и Евангелия — это значит самому́ жить Евангелием, значит самому жить вот этой верой в воскресение Христа. И мы много раз с вами говорили, что именно этого в нашей жизни и нет, не хватает. Потому что ведь что значит верить в то, что Христос воскрес? Это значит верить в то, что и мы воскреснем. И мы исповедуем эту веру в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Но это значит жить, не боясь смерти, это значит жить, помня о том, что у нас впереди вечность! И что эта жизнь, которую мы проживаем сейчас, — это не самое главное в нашей жизни. А это некий этап, всего лишь этап. А вот у нас всё вокруг этого — всё, что есть. Всё, что потом, нас уже мало интересует. Мы и в церковь ходим не ради вечности, не ради Царства Божьего, а ради того, чтобы уладить свои земные дела. Кому-то поправить здоровье, кому-то навести порядок в семье, кому-то замуж выйти, кому-то еще что-то. Какая же это вера в воскресение Христово? Главного-то и нету. Ну конечно, интересно в этом евангельском отрывке и рассказ о вознесении Иисуса Христа. Небольшой, коротенький, да: Он благословляет, возносится и… Он уходит от учеников —а они возвращаются с великой радостью. Чему они радуются, казалось бы? Есть о чем задуматься, тоже. То есть они понимают, что хотя Он восходит на небеса, но Он с ними, Он не оставит их. <…> мы всегда с Ним. И действительно, в Евангелии от Матфея, мы помним, Господь говорит: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». И они живут этой верой в это. И радостью, радостью об этом! У нас есть эта радость? У нас есть эта вера, что Он с нами во все дни до скончания века, что Он каждое мгновение присутствует, что Он рядом? Мы и не думаем об этом. Так что это за христианская вера? Видите, такой маленький отрывок, в принципе не очень большой. А тут всё Евангелие, можно сказать вся жизнь наша. То есть на одном отрывке из Евангелия можно построить не то что лекцию университетскую, а целый курс — а может быть, даже и книгу, трактат написать! Если Господь отверз ум к уразумению Писаний. То есть молиться об этом, чтоб Господь дал это нам,чтобы дал понимание того, что́ мы читаем. Дал способность принимать это в себя, жить этим. Вот как.

А на всенощные все-таки ходите.

Да хранит вас Господь.