Проповедь о. Владимира на литургии 24 июня 2023 года

Послание к римлянам 3:28–4:3

Евангелие от Матфея 7:24–8:4

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В последнее время мне иногда говорят: «Батюшка, а почему вы не говорите проповеди на актуальные темы, о том, что происходит в мире сейчас? Вот другие священники говорят о том, о том, о том — а вы всё о вечном. На самом деле, мне кажется, говорить о вечном — это самая актуальная тема. Что может быть актуальнее, что может быть важнее вести о спасении? Или об оправдании, как мы сегодня слышим в Послании апостола Павла к римлянам. Особенно в такое сложное время, как сейчас, — когда идет война, когда льется кровь, когда, кажется, земля уходит из-под ног. Когда не знаешь, вообще, что будет завтра. Что может быть важнее вечности? Ничего. Поэтому очень важно, очень важно вслушаться вот в эти слова — и апостола Павла, и Самого Спасителя, которые мы слышим сегодня в литургических отрывках. Павел пишет: «Мы знаем — мы верим, мы знаем, что человек оправдывается верою, а не делами закона». И вот две тысячи лет уже идет спор о том, так чем же оправдывается человек, через что же он спасается — только через веру в Иисуса Христа или все-таки делами закона. И вот, очень важно разобраться, о чем речь идет в Священном Писании, что такое вера во Христа и что такое дела закона, о которых пишет Павел.

Многие сегодня полагают, и не просто многие, а многие именно церковные люди, считающие себя верующими и очень верующими, полагают, что Господь отменил все правила, Господь отменил закон… Ну не Господь — Апостол Павел, Апостол Павел отменил закон. Что все теперь неважно, как я живу неважно, что я делаю по жизни, — главное, что я хожу в церковь, главное, что я верю в Иисуса Христа. Вот я постоянно хожу в церковь, я что-то делаю в церкви, я причащаюсь… Ну кто еще верующий, как не я? А раз я верующий, значит я буду спасен, значит, я буду оправдан. Это одна позиция. Другая позиция — похожа, но только с противоположным знаком, скажем так. Я хожу в церковь, я выстаиваю все длинные службы, я вычитываю все правила, все акафисты и так далее. Кто еще может сказать, что он верующий, как не я? Значит, я буду спасен, я буду оправдан.

Родные мои, и то и другое — заблуждение. Когда Павел пишет о делах закона, он не имеет в виду заповеди Божьи. Он имеет в виду то, во что превратили лю́ди эти заповеди. Он имеет в виду, что для Бога не так важно, живешь ли ты вот по этим человеческим заповедям, а важно, живешь ли ты по заповеди Божьей. А что такое заповеди Божьи? У нас сегодня как ? Посты, молитвенные правила, богослужения… В те времена тоже было огромное количество правил. Но если мы возьмем заповеди Божьи, если мы возьмем Декалог, то там ничего не говорится ни о постах, там ничего не говорится о жертвоприношениях, там ничего не говорится о богослужениях. Там говорится об отношениях с другими людьми, об отношениях с Богом и с другими людьми. «Да не будет у тебя других богов», то есть, верность Богу. Доверие Богу, верность Богу. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не завидуй» — вот заповеди Божьи. И эти заповеди никто не отменял. И апостол Павел на них не посягает, нет. И Иисус на них тоже никогда не посягал. Даже когда Его обвиняли в нарушении субботы, одной из этих Десяти заповедей, Он говорил: «Так что до́лжно делать в субботу: доброе или зло?» Я же, говорит, не делаю что-то злое — Я делаю доброе в субботу. Это очень важно.

И сегодня в евангельском отрывке мы слышим слова Иисуса: «Кто слушает слова сии — „Мои сии слова“! — и исполняет их, тот подобен человеку, построившему дом свой на камне». А какие «сии слова», о чем идет речь? Это конец седьмой главы Евангелия от Матфея, конец Нагорной проповеди, которая состоит из трех глав: пятая, шестая, седьмая. Вы помните? Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Вам сказано: „люби ближнего своего и ненавидь врага своего“. А Я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите тем кто делает вам гадости. Просящему у тебя дай. Прощайте, и прощены будете». Вот заповеди Христовы. И это никто не отменял. Для Бога не так важно, принадлежим ли мы к той или иной конфессии. Более того, для Него даже неважно, крещены мы или не крещены, — это важно для нас. Для него важно, исполняем мы эти заповеди или нет, живем мы по этим заповедям или нет. Потому что вера без дел мертва есть. И когда мы говорим о вере, которая спасает, мы говорим о доверии Христу — о вере во Христа, доверии Христу, а раз мы верим в Него, раз мы доверяем Ему, то мы принимаем и эти слова Его, и эту заповедь Его. И вот это очень важно. Без исполнения этих слов, без исполнения этой заповеди нет никакой веры в Бога, нет никакой веры во Христа.

Поэтому давайте задумаемся. Это очень-очень важно. Это очень важно, особенно, я говорю еще раз, очень важно именно сегодня, в такие времена. Потому что многие люди, даже очень-очень считающие себя церковными, порой занимающие какие-то посты в Церкви, оправдывают страшные деяния, которые сегодня происходят, — в надежде на то, что они-то верующие и Господь уж как-нибудь их оправдает. Да нет, родные мои, никакой веры тут нет, это не вера. Вера именно в исполнении заповедей Христовых.

Да хранит вас Господь.