Проповедь о. Владимира на литургии 30 марта 2023 года

Бытие 18:20–33

Книга Притчей Соломоновых 16:17 – 17:17

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В связи с сегодняшними литургическими чтениями я хотел обратить ваше внимание буквально на один-два момента. Совсем недавно, буквально на днях, мы с вами говорили о молитве. О неотступности молитвы, о ее важности. И о том, как Сам Господь ждет нашей молитвы. И какой молитвы Он ждет — именно молитвы с верой, молитвы с верой в то, что Господь это сделает. И вот сегодняшний отрывок из Книги Бытия предлагает нам, дает нам возможность продолжить эту тему, показывает, что́ это, какова молитва верующего человека, человека, верующего в праведность Бога, в святость Бога, в любовь Божию. (1:08)

Синодальный перевод, я много раз об этом говорил, он несколько сглаженный такой вот, ну как… слово можно тут употребить, «прилизанный» что называется. Вот в новом русском переводе, в современном русском переводе, — там этот отрывок звучит гораздо ярче. Авраам говорит Богу: «Да не может быть, чтоб Ты вот так поступил! Да как Ты сможешь? Ты же любящий, праведный!» Здесь вот это идет, в синодальном отрывке это опять — Авраам как бы… сомневается: «Да, Господи! Ну Ты же праведен, Ты же…» (2:02) А в подлиннике там, если это переводить буквально, он просто требует от Него! «Ты не можешь поступить, Ты не можешь погубить там всех. Если даже есть хотя бы несколько праведников, Ты не можешь весь город погубить». И вот он буквально торгуется с Богом, он выторговывает каждого праведника! Начинает с пятидесяти, доходит до десяти. Вот что такое молитва. А ведь как мы, разве мы так молимся? Разве есть у нас, вот действительно, такая молитва? С таким вот… с такой настойчивостью — буквально не просящей, а требующей от Бога помощи, требующей милости! И верящей в Его любовь, верящей в Его праведность и святость. (3:02) Вот это очень важный момент.

Ну а второй момент, на который мне хотелось обратить внимание, — это буквально одна строчка из отрывка из Книги Притчей. «Лучше кусок черного хлеба с миром, чем дом — полная чаша с раздором». Сразу встает вопрос: а я готов? обменять вот этот дом — полную чашу на кусок черствого хлеба? Нам, конечно, хотелось бы, чтобы и дом — полная чаша, и раздора чтобы там не было. Но очень часто бывает именно так, как в этом отрывке. И вот готовы ли мы, готовы ли мы ради мира, ради любви поступиться какими-то материальными благами? (4:03) Или все-таки вот это вот материальное для нас важнее. Да я понимаю, я понимаю, что и кусок черного хлеба может быть тоже с раздором. И из-за куска черствого хлеба можно подраться. Всякое бывает. Но очень часто, действительно, бывает так: вот там, где нет богатства, там мир. А где вот это стремление к богатству, где стремление к обладанию — ведь богатство это может быть материальное, может быть и власть, может быть все что угодно — там и раздор начинается, там и война, и все что угодно. Вот что для нас, чего мы ищем в этой жизни? Давайте задумаемся.

Да хранит вас Господь.