Проповедь о. Владимира на Всенощном бдении 18.08.23

Лк.9:28–36 (зач. 45) (начало)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Итак, мы сегодня с вами празднуем Преображение Господне, один из самых почитаемых, самых любимых праздников среди христиан. Достаточно сказать, я даже сейчас боюсь ошибиться, сколько в Москве, например, храмов Преображения Господня и целый район есть даже, Преображенский, в городе Москве. Ну, очень-очень много, действительно, такой любимый праздник. Но можно сказать, что так было не всегда, потому что этот праздник возник достаточно поздно. Первые какие-то упоминания об этом празднике, как о местном празднике в Палестине, на горе Фавор был воздвигнут храм, кажется, при матери Константина Великого Елене. Я сейчас точно не помню, где-то четвёртый век. И вот там появляются первые песнопения в честь этого события, какие-то свои традиции начинают зарождаться. Медленно, медленно этот праздник распространялся на Востоке, где-то к восьмому веку. А уж на Западе, как общепочитаемый праздник, который празднуют всегда, – только в пятнадцатом веке. Но, тем не менее, праздник, действительно, очень важный, очень любимый. Потому что в связи с этим праздником можно говорить об очень-очень многом, в связи с этим событием, о котором мы читаем. Здесь же всё интересно. Например, учёные-библеисты до сих пор спорят, где же это было, на какой же горе это было? Дело в том, что о событии говорится в трёх синоптических Евангелиях, но ни в одном из них не сказано, нет названия этой горы. Лишь в одном, по-моему, Евангелии сказано, что «взошёл на гору высокую». Вот сегодня мы читали отрывок из Евангелия от Луки, здесь просто сказано: «взошёл на гору помолиться». Гор, на самом деле, в Палестине много, и на какую гору Он взошёл помолиться, никто не знает. Причём спорят, что на Фаворе это никак не могло быть, потому что там в те времена, когда Палестина была оккупирована римлянами, и там наверху, на горе находился римский гарнизон, римские укрепления, какой-то лагерь, гарнизон. И вряд ли Иисус пошёл туда помолиться, в расположение воинской части. Но, на само деле, это всё неважно. На самом деле то, о чём я хочу сегодня сказать – что это праздник-икона. Это икона, это образ всей нашей христианской жизни. Этот праздник напоминает нам о том, к чему мы призваны, и на что способна человеческая природа. Всё это – обожение, божественное, вечность, святость и так далее – мы всё это относим туда, на потом, к будущей жизни. Сейчас мы такие простые, смертные, грешные, слабые, что с нас взять, что там, и так далее. А вот потом, как-нибудь, где-нибудь. Да нет! Вот это событие, этот праздник нам показывает, на что способна человеческая плоть. Она способна стать божественной. Это происходит ещё до победы над смертью. Это происходит ещё до Воскресения Христова, до Вознесения. Он такой же человек, как и мы, Он носит такую же плоть, как и наша, и Он являет себя ученикам во всей божественной славе. Тем самым открывая, что каждый человек призван, призван к этому, способен на это. И в этом смысл христианства. На Востоке это утвердилось и в духовных писаниях, и в аскетике, и в понятии обожения – принятия в себя благодати Божьей, соединения человека с Божественной Природой. Помните, как у апостола Петра в одном из его посланий, что мы в Церкви становимся причастниками Божеского Естества. Вот, что должно происходить в христианстве, вот, что должно происходить в церкви, вот, что должно происходить в каждом из нас. Важно понять, что это само событие, этот праздник, то, как о нём рассказано, говорит нам о том, что это не что-то случайное, не просто где-то – взял Иисус и неожиданно для самого себя преобразился. Или, может быть ожиданно, но как-то вот так. Нет! Здесь говорится о том, что они восходят на гору, и Иисус идёт помолиться. Это духовная работа, это восхождение, это образ того, о чём мы с вами говорим постоянно, практически перед каждой воскресной и праздничной Литургией. И завтра будем опять об этом вспоминать. Слова апостола Павла о том, что мы должны достигать полноты возраста Христова, вырастать в «мужа совершенного». То есть, важно понять, что христианство, христианская жизнь, она действительно христианская, она обретает полноту и смысл тогда, когда это возрастание, когда это постоянное развитие, когда это восхождение на гору. Через молитву, через определённую аскезу, через единение с Богом, и в таинствах, и в молитвах. Это очень важно, и в этом смысл этого праздника. Это икона, икона христианина, это икона христианской жизни, икона того, что может быть и должно быть в христианстве, в нашей с вами христианской жизни. Давайте задумаемся об этом. Да хранит вас Господь