Проповедь о. Владимира на Всенощном бдении 28.10.23.

Евангелие от Иоанна 21:1–14

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

При первом прочтении этого евангельского отрывка может показаться, что в нем очень много таинственного — и в тоже время не имеющего никакого отношения к нам. Вот ученики на море Тивериадском, пошли ловить рыбу, им явился воскресший Христос. Ну а нам-то что с этого? Они поймали много рыбы — еще одно из чудес Иисуса, мы про них уже столько читали в Евангелии, одним больше, одним меньше… Казалось бы, ничему особенному мы научиться от этого евангельского отрывка не можем. И тем не менее Церковь нам предлагает его в один из вот таких воскресных дней, канун воскресного дня за всенощным бдением. Значит, что-то тут есть такое, на что мы должны обратить внимание.

И на самом деле, здесь действительно можно было бы говорить об очень-очень многом. Здесь много интересного, здесь много таинственного. Вот эти сто пятьдесят три рыбы — почему именно сто пятьдесят три, кто их считал? Тем более там уже жарится другая рыба, там хлеб, там можно было бы перекусить после ночной работы. А тут кто-то вот вытаскивает этих рыб из сети, считает их. Что значит это число сто пятьдесят три? Почему ученики не узнают Иисуса? Ведь Он уже воскресший являлся им! Да и до этого они три с половиной года были рядом с Ним, ходили с Ним, жили рядом. Как можно не узнать? Но они почему-то не узнаю́т. <2:02> Узнают вот по этому чудесному лову рыбы. Один из учеников: «Это Господь!» Почему он именно… какой знак он увидел, что он узнал Иисуса? Здесь очень о многом можно было бы поговорить. Но я хочу обратить ваше внимание на самое начало этого отрывка.

Совсем недавно, в связи с другим отрывком, мы вспоминали и это зачало, мы говорили, что здесь чувствуется некоторая растерянность учеников. Господь уже дважды являлся своим ученикам. Вы помните, прямо в первый день Воскресения, когда двери дома были заперты. Потом через восемь дней, когда вместе с другими учениками был Фома, — такое ощущение, специально для Фомы, чтобы поддержать Фому. А потом проходит какое-то время. <3:01> Мы не знаем, сколько прошло времени после того, второго явления, но там это было в Иерусалиме, теперь это

на море Тивериадском, сказано. И хотя Палестина не очень большой регион, страна Израиль в те времена была не очень большой, но все равно там десятки, сотни километров от Иерусалима до Тивериадского моря — то есть должно было пройти какое-то время, пока они туда пришли. И вот они там вместе. Они не вернулись к каким-то своим старым делам, к своему образу жизни, то есть они держатся друг за друга. И в то же время чувствуется растерянность, они не знают, что делать дальше. Вот Иисус два раза пришел, и всё. А дальше-то что? Вроде бы Он дал им Духа Святого, Он дал им власть прощать грехи. Но где это, куда идти, что делать? И Петр в растерянности говорит: «Пойду ловить рыбу», — то, чем он занимался когда-то. <4:04> Ведь все эти три с половиной года, что они ходили рядом с Иисусом, ему было уже не до рыбалки, он уже не ловил рыбу. А тут… Ну наверное, придется, говорит, опять заняться чем-то, что мы делали. И вдруг — является Иисус. И всё начинается сначала. Начинается какая-то новая жизнь.

Почему я обращаю внимание на это, почему я считаю это важным для нас сегодня? Потому что и в нашей жизни бывают такие времена растерянности. Когда, казалось бы, Иисус был рядом, казалось бы, Иисус был в нашей жизни, мы что-то понимали, мы знали, как надо жить, мы знали, как надо поступать в той или иной ситуации. А тут что-то происходит — вот как сейчас в мире — и кажется, что земля уходит из-под ног <5:00> И не знаешь, как быть, и не знаешь, что делать. Но не надо отчаиваться, не надо терять надежду. И держаться друг за друга, вот это очень важно. Когда мы вместе, когда мы держимся друг за друга, Господь всегда придет. Он Сам говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них». Он говорил: «Я буду с вами во все дни до скончания века». Он не может обмануть. Значит, Он обязательно придет. Да, сегодня могут быть сомнения, сегодня может быть какая-то растерянность. Но завтра Господь придет и всё подскажет.

Это не значит, что он избавит от проблем! Нет, проблем может стать еще больше, когда Он придет, — так тоже бывает. И мы знаем, сколько было проблем было и у апостола Петра, и у других учеников. Из тех, кто сегодня в евангельском отрывке перечисляются, только один апостол Иоанн умер своей смертью. А остальные были все казнены, приняли мученическую смерть.

То есть Господь не избавляет от проблем, вот это очень важно. Но Господь дает направление в жизни, Господь дает свет. Вот это очень важный момент. Господь часто в Евангелии, особенно в Евангелии от Иоанна, отрывок из которого мы сегодня читали, говорит о Себе, как о Свете. «Я свет миру», «Ходите во свете». «Будьте чадами света» и так далее. Апостол Павел вслед за Ним повторяет это очень часто, когда пишет христианам: «Будьте детьми света, ходите во свете». Что значит ходить во свете? Что нам дает этот свет? Это можно себе представить как когда мы с вами

где-нибудь в темном лесу, на какой-то тропинке. <7:01> И вот мы не видим этой тропинки, тучи затянули свет луны, звезд не видно, ничего не видно. Мы натыкаемся на деревья, мы натыкаемся на кусты. И вдруг нам дали фонарик. Мы включаем фонарь — лес тот же самый, тропинка та же самая. Но мы видим, куда идти, мы видим, как идти! Вот что такое свет, который Христос дает верующим в Него.

Поэтому давайте задумаемся. Сейчас, действительно, тяжелое время для многих людей, и для тех кто здесь, и для тех, кто вынужден был уехать из России. И в других регионах. А что сейчас в Палестине в той же творится — это просто кошмар. Тяжелое время. И кажется, что Господь совсем отвернулся от нас. Но нет, нет. Он с нами. Он с нами, и Он обязательно поддержит, Он обязательно укрепит. Самое главное, еще раз повторяю, — только не отчаиваться и держаться друг за друга.

Да хранит вас Господь